Кристофер Вильгельм Эккерсберг
Кристофер Вильгельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) является самым значительным датским художником первой половины XIX столетия, главнейшим представителем плеяды живописцев, составившей «золотой век» датского изобразительного искусства. Эккерсберга называют «отцом датской живописи», поскольку выработанная им новаторская художественная методика повлияла на творчество его многочисленных учеников, а живописное наследие мастера помогло соотечественникам в поисках национального самоопределения (проблема консолидации общества в идейном отношении остро стояла перед Данией в ту пору).
По возвращении из своих заграничных поездок Эккерсберг был назначен на должность профессора живописи в родной Академии художеств, в которой художник преподавал затем на протяжении более тридцати лет. Эккерсберг организовывал для своих учеников специальные выезды на природу, во время которых они делали пейзажные зарисовки на открытом воздухе. Несмотря на то, что пейзажи не были доминантой в его творчестве и служили чаще всего лишь вспомогательным фоном для основной темы (серьезное отношение к пейзажу как к отдельному жанру в то время еще не поощрялось), влияние Эккерсберга распространилось и на область пейзажной живописи. Эккерсберг уделял большое внимание изучению натуры и требовал большой правдивости в отображении природных мотивов. Вместе с тем, он был приверженцем тщательного следования принципам правильной перспективы и в процессе написания полотен часто прибегал к такому инструменту, как перспективный октант. Таким образом, натурализм и свежесть впечатления сочетались у него с определенной степенью идеализации. Эккерсберг советовал делать эскизы с неожиданных ракурсов, избирая в качестве объекта описания характерные для данной местности виды и исторические памятники, и этот прием также отличает работы как самого Эккерсберга, так и его последователей.
С 1820-х годов Эккерсберг увлекся написанием марин. Один из самых известных морских пейзажей кисти Эккерсберга – картина «Русский линейный корабль “Азов”, стоящий на рейде в Хельсингёре(1)» (1828). В этой и в других картинах датского художника очевидно использование точных методов построения правильной перспективы: изучая корабли, Эккерсберг предварительно выписывал все детали их строения и оснастки, учитывал данные о расстоянии между наблюдателем и судном, высоту уровня моря с точки наблюдения, высоту такелажа и т.д. Поэтому марины Эккерсберга отличаются особым правдоподобием и тщательностью проработки деталей судов.
Сильный и постоянный интерес Эккерсберга к особенностям световоздушной атмосферы выразился, в частности, в изучении им принципов образования облаков. Художник активно интересовался метеорологическими и другими научными достижениями своего времени, в частности, он регулярно посещал лекции выдающегося физика Х.К. Йорстеда(2), а среди его друзей было много ученых и морских инженеров. Изображения облаков часто играли в морских пейзажах Эккерсберга центральную роль. В них в полной мере выражалась самая удивительная черта полотен Эккерсберга – вибрирующая светоносность, яркий и чистый свет, который был поначалу негативно воспринят современниками, но впоследствии стал отличительным признаком произведений, созданных в период, известный как датский «золотой век».
2. В традиции русской транскрипции – Эрстед.
1. Официальный сайт Датского Государственного художественного музея (http://www.smk.dk).
2. Nørregård-Nielsen, Hans Edvard. Dansk kunst: tusind års kunsthistorie. København: Gyldendal, 2004.
3. Johnston, Catherine… [et al]. Baltic Light. Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany. New Haven – London: Yale University Press, in association with National Gallery of Canada (Ottawa), 1999.