Интеграция в датское общество
Под интеграцией (лат. Integratio ‒ восстановление, восполнение; лат. integer — целый) принято понимать процесс, в котором отдельные части соединяются с целым. Когда говорят о социальной интеграции, то понимают интеграцию социальных процессов, которые соединяют индивидов и групп друг с другом на основе общих целей и интересов.
Впервые концепция интеграции была разработана французским социологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), который описал интеграцию современного общества на основе повышения разделения труда. В отличие от примитивных обществ и их «механической солидарности» на основе равенства, без существования функционального сообщества, в современном обществе, по мнению Дюркгейма, проявляется «органическая солидарность».
Слово «интеграция» используется в различном контексте. Например, понятие образовательной интеграции подразумевает интеграцию студентов с трудностями в обучении в обычном классе вместо размещения их в специальных классах или школах, в то время как социальная интеграция описывает принадлежность человека к социальной группе, благодаря которой связи между людьми усиливаются и возникает чувство сплоченности, вызывающее, в свою очередь, интерес к жизни (см. исследования Э. Дюркгейма о самоубийствах как неадекватной социальной интеграции).
В связи с усилением процесса иммиграции в последние десятилетия, часто дискутируемой темой и одним из важных направлений датской политики является культурная интеграция ‒ интеграция этнических меньшинств в общество в политическом, языковом и жилищно-бытовом плане. Различные интеграционные программы нацелены на то, чтобы иммигранты, проживающие на территории Дании, как можно быстрее адаптировались к новым условиям проживания и интегрировались в датское общество. С этой целью проводится ряд социально-образовательных программ при центрах занятости и языковых центрах, помогающих иностранцам (особенно в первые три года). Одной из таких программ является бесплатное обучение датскому языку иностранцев, которое проводится многоступенчато (модули 1-5 + дополнительный 6-7 модуль, носящий название Studieprøven) на основе полученного образования в родной стране (PD1, PD2, PD3).