Йенс Юль
Йенс Юль (дат. Jens Juel, 1745-1802) прославился в Дании как выдающийся портретист своего времени. Он творил в эпоху, предшествовавшую «золотому» веку датского искусства, – в последние десятилетия XVIII века.
Проявивший свой незаурядный художественный талант еще в детстве, искусству портретной живописи Юль обучался сначала в Германии (в Гамбурге), и в дальнейшем его портретный стиль во многом определили северо-германская и голландская живопись XVII–XVIII столетий. С 1765 по 1771 годы Юль учился в Копенгагенской Академии художеств, а затем отправился в свой Grand Tour – путешествие по Европе с образовательными целями, которое в общей сложности продлилось целых восемь лет. За время путешествия Юль побывал в Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Германии, причем пребывание в Швейцарии произвело на Юля наибольшее впечатление, поскольку именно там он познакомился с идеями Жан-Жака Руссо на природу и человека. Своих моделей Юль с тех пор обычно портретировал на фоне природных пейзажей, портреты его кисти стали отличаться реалистичностью и психологическим подходом, т.е. для художника были важны внешние особенности и качества характера портретируемых им людей.
По возвращении на родину Юль начал преподавать в Академии художеств Копенгагена, а затем и возглавил ее. Он стал также хранителем Королевской коллекции живописи и придворным живописцем, но ему поступали заказы не только от членов королевской семьи и высшей аристократии, но и от представителей мелкопоместного дворянства и буржуазии, от духовенства, друзей и коллег. Мастерству Йенса Юля датчане обязаны созданием огромной галереи портретов его современников, ценность которой в историческом и художественном смысле трудно переоценить. Количество работ Юля превосходит наследие любого другого датского живописца.
Помимо портретов, Юль создавал также пейзажи, это занятие было его сокровенным увлечением на протяжении всей жизни, он писал их не для продажи, а только для себя. Все пейзажи Юля (которых в общей сложности насчитывается 75 шт.) были известны лишь узкому кругу его единомышленников. Эта часть творчества художника долгое время по разным причинам игнорировалась, однако сейчас исследователям очевидно, что Юля с полным правом можно назвать основоположником датской пейзажной живописи в целом.
Несмотря на идиллические черты, присущие вообще большинству живописных работ XVIII века, картины Йенса Юля нельзя назвать сентиментальными, они всегда изящно выполнены и тонко прочувствованы, поэтому неудивительно, что подход Юля к пейзажу оказал такое большое влияние на датских пейзажистов следующих поколений, и прежде всего на Кристофера Вильгельма Эккерсберга и Йохана Кристиана Даля. Самыми знаменитыми учениками Юля за пределами Дании были Каспар Давид Фридрих и Филипп Отто Рунге – самые выдающиеся художники эры романтизма в Германии.
Екатерина Левичева
На фото: Йенс Юль. Автопортрет (1779-1780). Бумага, уголь. Диаметр (тондо) - 84 мм. Государственный художественный музей (Копенгаген).
Иллюстрации:
«Автопортрет
с папкой для рисования»
(ок. 1773) Холст, масло. 56,5 x 44,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
«Девушка из Гольштейна» (1766-1767) Холст, масло. 47 x 39 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
|
«Римский карлик Франческо Раваи по прозвищу Байокко» (ок. 1775). Холст, масло. 48,5 x 34 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
«Жан-Арман Трончин, посланник при французском и английском дворах. Швейцария» (1779) Холст, масло. 72 x 57 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
|
«Лунный пейзаж. Переправа через Малый Бельт близ Сноухой» (1787). Холст, масло. 37,5 x 48,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
«Художник и его жена Розине, урожденная Дёрсхель» (1791) Дерево, масло. 52,5 x 41,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
|
«Семья Рюберг» (1796-1797) Холст, масло. 253 x 336,5 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
«Вид Малого Бельта от Хиндсгауль» (ок. 1800) Холст, масло. 42 x 62,5 см. Музей Торвальдсена (Копенгаген) |
|
«Вид Малого Бельта с холма близ Миддельфарта, Фюн» (ок. 1800) Холст, масло. 42,3 x 62,5 см. Музей Торвальдсена (Копенгаген) |
«Дансебаккен близ Соргенфри» (1800). Холст, масло. 42 x 61 см. Государственный художественный музей (Копенгаген) |
Источники (иллюстрации):
1. Официальный сайт Государственного художественного музея, http://www.smk.dk
1. Официальный сайт Государственного художественного музея, http://www.smk.dk
2. Nørregård-Nielsen, Hans Edvard. Dansk kunst: tusind års kunsthistorie. København: Gyldendal, 2004.
3. Johnston, Catherine… [et al]. Baltic Light. Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany. New Haven – London: Yale University Press, in association with National Gallery of Canada (Ottawa), 1999.
3. Johnston, Catherine… [et al]. Baltic Light. Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany. New Haven – London: Yale University Press, in association with National Gallery of Canada (Ottawa), 1999.