Проект Dansk.Ru ведет свое начало с 2008 года. На тот момент это был единственный русскоязычный сайт, полномасштабно освещающий культуру и историю Дании. За время своего 15-летнего существования сайт пережил многое, однако события последних лет поставили под сомнение целесообразность его существования. После долгих размышлений сайт был частично восстановлен (предыдущая версия сайта была утеряна в связи со сменой хостера) в режиме чтения архивных материалов сайта. В настоящий момент восстановление проекта в том виде, в котором он был изначально задуман, не планируется.

Ханс Кристиан Браннер

Ханс Кристиан Браннер (Hans Christian Branner, 1903-1966) - датский писатель. Родился в семье учителя. Прежде чем стать писателем, он был артистом, работал в книжных издательствах. Дебютировал в 1936 г. романом «Игрушки». В нем повествование о людях, служащих в оптовой фирме по продаже игрушек и сталкивающихся с идеями нацизма, которые пропагандирует новый начальник Феддерсен, приобретает символический характер. Романы «Мечта о женщине» (1941) и «Всадник» (1949) глубоко психологичны, в них автор пытается найти и вскрыть причины одиночества, страха и неуверенности, царящих в капиталистическом мире. Сборники рассказов «Скоро мы исчезнем» (1939) и «Две минуты молчания» (1944), посвященные взаимоотношениям между мужчиной и женщиной и между взрослыми и детьми, создали Браннеру заслуженную славу мастера психологической новеллы. Самым значительным произведением писателя датская и евро­пейская критика по праву считает роман «Никто не знает ночи» (1955). Рассказы и новеллы Браннера 50—60-х гг. пронизаны стремлением показать поиски выхода из кризисной ситуации, протестом против «осреднения» человека современным обществом, против «закостенения в бесчеловечности». В эти же годы Браннер пишет социальные и психологические радио - и телепьесы, принесшие ему несколько премий в Дании и других Скандинавских странах. Внутренняя стойкость, сила и нравственная чистота человека, по убеждению Браннера, — залог неизбежной его победы над всеми враждебными силами. В этом — основное значение творчества писателя.

Никто не знает ночи (Ingen kender natten. 1955) - роман, повествующий о Дании периода немецкой оккупации и Сопротивления. В нем присущий Браннеру психологизм, формировавшийся не без влияния психоанализа, философии экзистенциализма, в первую очередь С. Киркегора, Ж.-П. Сартра и А. Камю, и опыта признанных мастеров современного романа, обрел наиболее полное художественное воплощение. Сложные, противоречивые (иногда доходящие до извращенных) отношения персонажей, выраженные через диалог (часто столкновение) воспоминаний, рефлексий, потоков сознания, насыщенных многообразной, в том числе фрейдистской и мифологической символикой, — это те условия, которые побуждают главного героя Томаса сделать выбор: вырваться из своей «ночи», из мира тестя, процветающего коллаборациониста, и присоединиться к случайно встреченному подпольщику Симону, второму герою книги (очевидны аллюзии на апостолов Фому и Петра). Томасу, выбравшему добро, суждено возродиться в последние, считанные часы своей жизни. В объятиях Магдалены он обретает наконец любовь, естественные человеческие отношения, избавляется от чувства вины, а на рассвете, помогая спасти беженцев, гибнет, успев подумать: «вечно... вечно сияет свет жизни».

Фермопилы (Thermopylae. 1958) - драма, посвященная периоду оккупации Дании. В ней автор выступает против представителей «чистой» науки и «чистого» искусства, пытающихся встать над политикой и тем самым невольно содействующих фашизму. В «Фермопилах» Браннер ставит множество разнообразных и сложных проблем — насилия и борьбы против него, ответственности человека за окружающую действительность, истинного гуманизма, соотношения общественного и личного и ряд других. Основная идея пьесы, воплощенная в образе профессора Стефана Фишера, — утверждение сопричастности человека всем событиям, происходящим в мире, страданиям других людей, необходимости бороться со злом независимо от того, затрагивает ли оно отдельную личность или нет. Стефану ненавистна позиция бесстрастного наблюдателя творимого в мире зла, и он стремится внести свой посильный вклад в борьбу против нацизма. Для него нет другого пути, он должен принять участие в борьбе, потому что это следует из его понимания человеческой сущности. И он проходит этот путь до трагического конца. Сложное и противоречивое творчество Браннера бескомпромиссно и целеустремленно в одном — найти истинное определение роли и места человека в жизни.

Произведения: Две минуты молчания: Новеллы /Послесл. Н. Крымовой. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 87 с.; Игрушки /Пер. Ю. Яхниной и С. Тархановой; Предисл. И. Куприяновой. — М.: Худож. лит., 1979. — 311 с.; Корабль: Рассказы /Сост. О. Рождественского; Предисл. Э. Переслегиной. — М.: Известия, 1987. — 159 с.; Избранное /Сост. Н. Крымовой; Предисл. Э. Переслегиной. — М.: Радуга, 1991. — 400 с.; Фермопилы /Пер. Л.Горлиной. — В кн.: Современная датская пьеса, М., 1974, с. 69—138 Ingen kender natten. — Kbenhavn: Gyldendal, 1955. — 312 s.; Legetj. — Kbenhavn: Gyldendal, 1961. — 314 s.; Thermopylae. — Kbenhavn: Gyldendal, 1958. — 136 s.; To minutters stilhed. — Kbenhavn: Gyldendal, 1961. — 185 s.


Литература:
Переслегина Э. В. Романы X. К. Браннера: К вопросу об их характере и основных проблемах. — Вестник МГУ. Сер. VII. Филология, журналистика, 1962, № 2, с. 18—31.
Frederiksen E. Н. С. Branner: Et kritisk Grandrids. — Kbenhavn: Gyldendal, 1966. — 144 s.; Ottosen L. Н. C. Branners tidlige forfatterskab. — Kbenhavn: Gyldendal, 1975. — 199 s.

Источник: Основные произведения иностранной художественной литературы. Литературно-библиографический справочник (Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, общая редакция тома кандидата филологических наук В. А. Скороденко).

 

Поиск

Яндекс цитирования

"Замужем за Данией"

Русский для датчан

Курсы датского языка

Экскурсии по Дании

Подкасты на Dansk.Ru